Детали
совместный проект
Как сэкономить на топливе при грузоперевозках
Возить товары на грузовиках можно дешевле. Отвечаем на 8 ключевых вопросов о том, как сократить издержки, не жертвуя качеством и скоростью доставки. В качестве бонуса расскажем, как сделать грузоперевозки экологичнее
1
Как меньше тратить на транспортировку?
Отказаться от дизельных грузовиков. Вместо них можно использовать тягачи на природном газе — метане. Дело в том, что в среднем 30% расходов при грузоперевозках приходится на топливо. А метан стоит намного дешевле дизеля. Если перестать тратить кучу денег на каждую заправку, маржинальность бизнеса сможет вырасти.
2
Не верю. Можете всё просчитать?
В 2019 году литр дизельного топлива стоит 45 рублей. Средняя стоимость кубометра природного газа в России — 16 рублей. В плане расхода топлива литр дизеля соответствует 1,25 кубометра метана. Умножаем 16 на 1,25 и получаем 20 рублей — полный денежный эквивалент одного литра дизельного топлива. Цена оказалась меньше в 2,25 раза.
Сейчас работающий в России грузовик в среднем проходит по 250 тысяч километров в год. На такой дистанции дизель изведет 50 тысяч литров топлива, а это 2,25 млн рублей. При замене дизеля газом сумма снизится до 1 млн рублей. Итог: 1,25 млн рублей экономии за 12 месяцев. И это всего один грузовик. Представьте, что с дизеля на газ перешли сразу пять или десять тягачей. А потом умножьте получившуюся сумму на количество лет в эксплуатации. С каждым следующим годом сэкономленная сумма будет расти.
3
Метан и пропан — одно и то же?
Нет. И то и другое — газ. Но вот их свойства (и цена!) различаются. В России привыкли к более тяжелому пропану: его закачивают в баллоны и используют для отопления. Легкий метан — нечто совершенно другое. Этот газ Россия поставляет в Европу.
4
Разве газ не опасен?
Если пропан при неосторожном обращении может взорваться, то метан просто не успеет этого сделать. Метан в два раза легче воздуха. А потому при разгерметизации метан улетучится в атмосферу, не успев причинить вреда. Согласно классификации МЧС, метан относится к самому безопасному, четвертому классу горючих веществ. Для сравнения: у бензина и дизельного топлива — третий класс.
Прямо сейчас в России работают сотни метановых заправок, и на них не было ни одной опасной ситуации. Разумеется, на заправках нельзя курить: это в равной степени относится как к дизелю, так и к метану. А сами газовые баллоны надежно закреплены на раме автомобиля. Факторы риска точно такие же, как при использовании обычного двигателя на дизельном топливе.
5
И что, метан не подорожает?
Природный газ защищен от колебаний нефтяных цен. Метан — самостоятельный ресурс с собственным ценообразованием. И сейчас в мире очень много метана. Настолько много, что на какое-то время в США установились отрицательные цены. То есть поставщики доплачивали покупателям за возможность отдать газ. С такими тенденциями бояться взлета цен точно не стоит.
6
Перевести грузовики на газ стоит денег. Реально ли окупить затраты?
Зависит от конкретного случая. Иногда это имеет смысл, в других случаях затраты на замену себя не окупят. Правда, есть способ, который позволит избежать долгих расчетов эффективности.
Имеющиеся дизельные грузовики можно просто продать, а им на смену купить те, что изначально работают на метане. Лучше выбрать проверенную модель от производителя с безупречной репутацией. Например, от Scania — шведской компании, вместе с которой мы подготовили эти карточки. К тому же у Scania наибольшая среди европейских компаний доля рынка в сегменте газовых грузовиков в России.
7
А что насчет ресурса двигателя?
Здесь начинается самое интересное. Исследования показали: при использовании метана нагрузка на «внутренности» мотора снижается. Конструкция дизельного двигателя такова, что топливо воспламеняется внутри камеры сгорания от сжатия, и это требует давления до 200 бар. В моторах на метане применяется искровое зажигание. Это требует меньшей степени сжатия и давления в камере сгорания, а потому снимает часть ударной нагрузки на двигатель. В результате силовая установка работает в более щадящем режиме.
Важный побочный эффект: в случае с метаном масляная пленка не смывается со стенок цилиндров. А значит, мотор становится более долговечным за счет смазки — еще один серьезный источник экономии. Ресурс газового двигателя оказывается больше дизельного в полтора раза. Получается, там, где дизель проедет 1,6 млн км, мотор на метане выдержит 2,4 млн км суровой эксплуатации.
8
Вы говорили про экологичность.
Где меньше выбросов?
Моторы на метане значительно меньше загрязняют окружающую среду. Дизели, напротив, имеют репутацию самых «грязных» двигателей. В Европе даже ужесточают законы, чтобы уменьшить численность дизелей на дорогах. А в некоторых странах дизели вообще решили запретить. Если у бизнеса есть планы по выходу за рубеж, начать лучше с инвестиций в чистый транспорт. Такой, как газовые грузовики Scania экологического стандарта «Евро-6».